Нужен ли нам святитель Феофан Затворник?

E-mail Печать PDF

В этом году исполняется 200 со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского. В Рязани на рекламных щитах висят его огромные портреты. Внешне все его любят и прославляют. Но, к сожалению, по моим личным наблюдениям, его писания не вписываются в формат нынешней жизни и, на самом деле, мало кому нужны, даже среди православных верующих. Когда я в этом году защищал диплом в МДА и пытался привести цитаты святителя Феофана Затворника, один молодой преподаватель начал очень бурно реагировать и просто не дал их зачитать. Другой высокопоставленный церковный человек, как только я сказал, что Феофан Затворник по этому поводу говорил так, с гневом прервал меня. Еще в одну православную газету я по их просьбе отправил короткую статью с цитатами святителя Феофана, но снова его высказывания оказались «не в формате». Вот и складывается впечатление, что со святителем Феофаном такая же история, как в свое время была со Христом: «…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 8-9). Но, если все же кому-то еще нужна истина, то приведу здесь эту статью с его высказываниями…

 

Святитель Феофан Затворник был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси; в деянии Собора отмечалось: «Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности»[1].

В этом году исполняется 200 со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского. Его книги – поистине мед духовный. Он писал на многие злободневные темы своего времени, но они остались актуальными и сегодня. Поэтому в наше время, когда во многих головах полный разброд и шатание, хочется привести несколько его высказываний на тему лжеучений и истинной христианской жизни. Пожалуй, лучше него и не скажешь:

«Истина Божия проста; гордому ли уму заниматься ею? Он лучше свое выдумает. Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная. Что это так, просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного или опьяненного. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени – и все понапрасну! Дело совершилось просто: рече, и быша; повеле, и создашася. Лучше этого решения никто не придумает»[2].

И еще: «Одних пленяет свобода ума: “не хотим. говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим”. Ну и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков — и величаются... Других увлекает широкий путь страстей… И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут...»[3].

И еще: «Вот быстро идут вперед науки. И пусть. Но если они допускают выводы, противные откро­венным истинам, каковы следующие: что все пришло в бытие потому, что Бог рече и быша, повеле и создашася, или что, когда тело возвра­тится в землю, из коей взято, дух отыдет к Богу, Иже и даде его; то ведайте, что они уклонились на распутие лжи и не идите вслед их.

Вот повсюду размножаются удобства жиз­ни. И пусть. Но наперед знайте, что сие никак не может изменить той истины, «что узкие врата и тесный путь вводят в живот» (Мф.7.14); и кто стал бы проповедовать противное сему, проповедал бы ложь. Не слушайте его».

И еще: «Господь ясными словами, не допускающими никакого перетолкования, говорит: пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 46)… Если говорит так Тот, Кому столько стоило спасение наше и кто ничего так не желает, как чтобы все спаслись, верно иначе сему быть нельзя... И никаким переводчикам  никакого повода не представилось и в голову не пришло как-нибудь иначе перевести эти страшные слова: в муку вечную. Потому не может подлежать сомнению, что Господь именно так сказал. Истолковывать же тут нечего – слова ясны без толкования. Пытались дать слову вечную кривое толкование (не верующие, а неверы), будто вечную означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но все же конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее слово: в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющие быть без конца. Так надо понимать и муку вечную»[4].

И еще: «А если потерял уже здравое учение… ты уже отделился от Церкви. Не запись в метриках делает членом Церкви, а дух и содержание мудрования. Произносится или не произносится твое учение и имя под анафемою, ты уже под нею, когда мудрствуешь противно Церкви и упорствуешь в сем мудровании. Страшна анафема — брось мудрования злые»[5]. «…распространение пораженных церковною анафемою идей есть распространение проклятия Божия»[6].

И еще: «…вера наша еди­ная, совершенная и чистая (Православная – прим.) соединяет нас со все­ми верующими … Она есть великое спасительное древо, кое­го корень еще в раю земном, а вершина на Небе, есть единое древо животное посреде земли, единая лоза истинная, на коей если кто не пребу­дет, не возможет творити достойных плодов (Ин. 15, 4)»[7]

Поэтому, последуя словам святителя Феофана, можно только пожелать всем не увлекаться  новыми и старыми лжеучениями, могущими привести в бесконечную погибель, держаться спасительного древа жизни – чистой Православной веры и узкими вратами и тесным путем следовать за Христом, чтобы войти в жизнь вечную.

 

Прот.Николай Баринов

 

 

 


[1] Феофан Затворник. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EE%F4%E0%ED_%C7%E0%F2%E2%EE%F0%ED%E8%EA

[2] Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Неделя двадцатая по Пятидесятнице.День 280.Четверг. http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/280

[3] Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Неделя вторая по Пятидесятнице. Понедельник. (Рим.7,1-13; Мф.9,36-10,8). День 151. Понедельник. (Рим.7,1-13; Мф.9,36-10,8). http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/151

[4] Святитель Феофан Затворник. Алфавит Духовный. М., 2006 – С.59-60

[5] Святитель Феофан Затворник. Что такое «анафема»? Слово в неделю Православия.

[6] Святитель Феофан Затворник. Сборник слов на разные случаи 3. К новоизбранным деятелям общественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-raznye-sluchai/#sel=62:41,62:49

[7] Святитель Феофан Затворник. Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него. 30. В день тезоименитства ее императорского высочества, великой княгини Ольги Николаевны (святая вера наша, друг-друго-приимательно хранимая, есть слава наша и нашего благоденствия основание).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/o-pravoslavii-s-predosterezhenijami-ot-pogreshenij-protiv-nego/#0_30

 

Поиск