О месте Поместных и Архиерейских Соборов в системе Церковного управления

E-mail Печать PDF

В рамках общественного обсуждения места Поместных и Архиерейских Соборов в системе Церковного управления, полагаю, нужно сделать следующие замечания и предложения.

Хотя канонически власть в Церкви принадлежит Собору епископов, но история Церкви подсказывает, что, все же, необходимо оставить высшую власть в Русской Православной Церкви за Поместным Собором. А именно…

  1. Во время отступления епископата от Православной веры во время Флорентийской унии именно народ Божий не пошел за отступниками, а пошел за Марком Ефесским и впоследствии поддержавшими его епископами. Если существует такая возможность отступления, то Поместный Собор помог бы сдержать его.
  2. В истории существуют примеры, когда под давлением властей иногда бывала искажена церковная жизнь, например, в Синодальный период и, думаю, Поместный Собор помог бы эти отрицательные воздействия  минимизировать.
  3. Во время избрания святейшего патриарха Кирилла были попытки исказить Церковное устройство, сделав патриарха «хранителем святоотеческих канонов и гарантом чистоты веры». Только личное благочестие новоизбранного патриарха не позволило таким попыткам осуществиться и создать нового Папу всея Руси. Патриарх Кирилл, указал на то, что глава Церкви считается гарантом чистоты веры в католицизме, тогда как в Православии им является Собор. Хотя, конечно, нужно признать, что «первый среди равных» епископов в отношении патриарха и так звучит скорее декларативно и не соответствует действительному положения вещей.

Все это, думается, говорит о необходимости оставить высшую власть в Церкви за Поместным Собором. Конечно, возможно, нужно сбалансировать отношения между Архиерейским и Поместным Собором.

Священник Николай Баринов

настоятель храма в честь святых

Царственных  страстотерпцев  г.Рязани

04.04.2011 г.

 

Поиск