О «двух линиях» святых отцов в вопросе об апокатастасисе

E-mail Печать PDF

Защитники апокатастасиса (учения о всеобщем спасении) утверждают, что существует две линии святых отцов. Одни, якобы, поддерживали это учение, другие опровергали. На самом деле это не так. Для начала нужно сказать, что Православная Церковь содержит учение о непогрешимости догматических определений Вселенских Соборов, поэтому  любой, даже если бы это был святой, высказывающий противоположное мнение уже грешит против истины и его мнение не принимается. «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема». Так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим, принятый Поместным Константинопольским Собором 543 г. и утвержденный Пятым Вселенским Собором. На Пятом Вселенском Соборе, когда на 8-ом заседании его был осужден Ориген[1], к деяниям Собора были приложены  анафематизмы, осуждающие его учение. Существуют попытки доказать, что эти анафематизмы добавлены произвольно, но это только малоосновательные утверждения. Да и нелепо было бы осудить еретика, не приложив причины этого осуждения.

Теперь обратимся к нашей теме. То, что существует огромное количество святых отцов, писавших о бесконечности мучений, этот факт доказывать не нужно. Но появились попытки доказать, что существует вторая линия святых отцов, которые имели противоположное мнение. Так, учения о всеобщем спасении придерживался Климент Александрийский. Это не святой отец, поэтому его мнение мы отставляем. Однако, действительно, святитель Григорий Нисский придерживался этого мнения. Здесь просматривается  влияние Оригена. Когда святой Кирилл Скитопольский заметил, что оригенисты в качестве оправдания ссылаются на авторитет святителя Григория Нисского, говоря, что «учения о предсуществовании и о восстановлении безопасны», старец Кириак Отшельник в ответ сказал, что учения их, среди которых и апокатастасис, – «не безопасны, но опасны, и вредны, и богохульны… Бог же через откровение указал мне грязь его ереси»[2]. Здесь святой Кириак указывает на Самого Бога, открывшего ему грязь этой ереси.

Вот что пишет святитель Епифаний Кипрский, приводя выдержки из Мефодия Патарского (который называл Оригена кентавром): «Ориген подвергся обаянию греха и изрек слова смертоносные… Эта ересь ужасна и хуже всех древних ересей, с которыми она мудрствует сходно… (Помимо прочего, он ложно учил), что диавол будет восстановлен в своем начальстве. Осчастливлен же Иоанн Креститель и прочие святые тем, что они буду общниками диавола в Царствии Небесном!»[3]. Святой Иоанн Мосх описывает видение по молитвам святого Кириака, когда в адском пламени среди прочих еретиков был виден и Ориген (Луг духовный. 26). Конечно, если бы во времена Григория Нисского соборно была осуждена эта ересь, то, он ни в коем случае не стал бы противоречить истине.

Но делаются попытки доказать, что есть другие отцы, придерживавшиеся апокатастасаса, и даже приводятся их цитаты. Однако, на самом деле это выдернутые из контекста обрывки мыслей святых отцов. Если рассмотреть их учение полностью, то мы находим, что они писали о бесконечности мучений грешников. Приведем высказывания этих святых отцов.

Афанасий Великий в толковании на псалмы: «Да будет пред Господем выну, и да потребится от земли память их. Бог всегда видит все их дерзости, и не признает достойными какой-либо пощады и его (Иуду) и всех неуверовавших». И еще: «Смерть грешников люта; разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма». И еще, толковании на Пс. 93: «В этом псалме Давид ведет речь о Промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что и то и другое не постоянно, но для одних скорбь изменяется в вечное наслаждение благами, а для других после мнимого наслаждения благами следует наказание в нескончаемые веки»[4].

Ефрем Сирин: «а я плачу; они будут царствовать со Христом в бесконечные веки, а я с антихристом ввергаюсь в огнь вечный»[5]. И еще: «Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, чтобы не раскаиваться бесконечные века, где не принесут нам пользы слезы и воздыхания, где нет покаяния»[6]. И еще: «Что станем делать, братья, если осуждены будем во тьму кромешную, где плачь и скрежет зубом (Мф.22:13), где нет надежды увидеть свет в бесконечные века? Подобно и изгнанник считает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока, а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы, потому что там – беспредельные и бесконечные века…»[7].

Прочие высказывания Григория Богослова, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и других святых отцов, которых пытаются представить как сторонников апокатастасиса, о бесконечнсти мучений грешников приведены в моих предыдущих ствтьях[8].

Но действительно есть один святой отец, в писаниях которого находится некоторая двусмысленность. Это Исаак Сирин. Во-первых, нужно сказать, что основные мысли в поддержку апокатастасиса приводятся из так называемого новооткрытого «второго тома». Принадлежность этого произведения святому Исааку Сирину находится под большим сомнением. В нем называются «просветленными», «божественными» и «учителями Церкви» еретики Феодор Мопсуэтский и Диодор Тарсийский: «Поскольку, по слову Господа нашего, свидетельство двух человек истинно, - и особенно в случае мужей столь чудных, просветленных и божественных, - подтвердим слово наше свидетельством другого, столь же истинного свидетеля, как и первый, из чьего источника пил и сам яснозвучный Феодор, - мудрейшего Диодора, великого учителя Церкви.»[9]. Это весьма странно для православного святого отца. Существуют исследования, доказывающие, что это сочинение не принадлежит святому Исааку Сирину[10].

И излюбленная цитата профессора Осипова именно из этого тома: «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные (существа), чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они (превратятся после сотворения), и которых Он (все-таки) сотворил». Прочитаем же немного далее: «Но чтобы какой-либо человек из ревностно воображающих, что они ревнуют об истине, не подумал, что мы вводим от себя нечто новое, о чем древние православные Отцы не говорили, как если бы мы выдвигали мнение, не соответствующее истине, пусть всякий желающий обратится к писаниям Блаженного Толкователя ("Блаженный Толкователь" – Феодор Мопсуестийский – прим. – там же) –  человека, который был исполнен благодатных даров и которому были вверены сокровенные тайны Писаний, чтобы он наставлял на путь к истине всю общину Церкви». Как видим эта цитата опирается на преданного анафеме еретика, который, как здесь пишется «наставлял на путь к истине всю общину Церкви». И далее здесь же: «Вот что ясно и неприкровенно, в словах открытых, прямых и незатемненных ради познания и научения любителей истины вместе с другими подобными передал в своих книгах блаженный Феодор (Мопсуэтский – прим.); вот каких мнений должны мы придерживаться о Боге, Создателе всего, о Его наказаниях и о грядущем Суде»[11]. Конечно еретических мнений мы не должны придерживаться даже под страхом смерти, если не хотим погубить свою душу в бесконечных муках.

Но в «Словах подвижнических» – 1-ом томе есть противоположные мысли Исаака Сирина. С одной стороны высказываются предположения, которые можно интерпретировать в смысле апокатастасиса: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостию. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей».

«Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен».

«Какая безмерная благость, по которой Он естество нас грешных снова возводит к возсозданию! У кого достанет сил прославить Его? Преступника и хулителя Своего возставляет, неразумную персть обновляет, делает ее разумною и словесною, ум разсеянный и безчувственный и чувства расточенные делает Он природою разумною и достойною Божественной мысли! Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас?»[12]. Если бы только эти и подобные высказывания были у преподобного Исаака, то можно было бы действительно подумать, что он придерживался учения апокатастасиса.

Но с другой стороны  в этих же «Словах подвижнических» мы находим и противоположные мысли о Правде Божией, о страхе геенны, мучениях грешников и о том, что после Страшного Суда разлучит Господь грешников от праведников и не войдут грешники в совет праведных:  «Житие умное есть дело сердца, состоящее в непрестанном помышлении о суде, — т. е. о правде Божией и приговорах Божиих».

«Горе же тому монаху, который лжет обету своему, и, попирая совесть свою, подает руку диаволу… С каким лицем предстанет он Судии, когда, достигнув чистоты, друзья его сретят друг друга, — те самые, с которыми разлучившись в пути своем, пошел он стезею погибели… И страшнее всего то, что, как здесь он разлучился с ними в пути своем, так и его разлучит с ними Христос в тот день, когда светлый облак понесет на хребте своем тела, сияющия чистотою, и поставит во вратах небесных. Ибо по тому самому, что здесь уже осуждены дела их, не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных, в воскресение суда (Пс. 1, 5)». «…содержи в памяти многие дни будущие и неисповедимые века после смерти и суда».

«кроме сих двух степеней нет иного посредствующего степени, разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: "Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь"? Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в Царство; равно как лишиться Царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе Своей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ощуюю (Мф.25:31,33.). Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25:46); просветятся яко солнце (Мф.13:43). И еще: ...от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем: сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф.8:11,12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна?»[13].

Если сопоставить эти цитаты, несомненно принадлежащие Исааку Сирину, то ничего неправославного или еретического он не писал. Он описывает великую  милость Божию к кающимся грешникам, и наказание нечестивых в «будущие и неисповедимые века после смерти и суда».

Итак, мы видим, что никаких двух линий святых отцов не существует. Апокатастасис вместе с другими ересями Оригена анафемаствован на многих поместных Соборах, и, что важнее всего на Пятом Вселенском Соборе[14] (где был предан анафеме и Феодор Мопсуэтский), что придает догматическую непогрешимость этому осуждению.

Священник Николай Баринов

01.07.2012 г.

Дополнение. Судя по всему нет вообще ни одного святого отца поддерживавшего ересь апокатастасиса. Климент Александрийский не святой, а у святителя Григория Нисского, на которого так любят ссылаться защитники этой ереси есть высказывания, говорящие о бесконечности мучений грешников, поэтому святитель Марк  Эфесский даже не верил в принадлежность высказываний в защиту апокатастасиса святителю Григорию Нисскому, как и некоторые поздние исследователи считали, что он в своих творениях не имел в виду окончание мучений грешников. Цитату Григория Нисского о бесконечности мучений грешников приводит профессор Иванов в своей статье об апокатастасисе  в Православной Энциклопедии.


[1] Поснов М.Э. История Христианской Церкви http://www.kursmda.ru/index.php/library.html

[2] Юрий Максимов. Вечны ли адские муки? Часть 3

http://www2.pravoslavie.ru/put/4204.htm

[3] Епифаний Кипрский. Творения. Против Оригена Адамантова, сорок четвертой и шестьдесят четвертой ереси. http://lib.rus.ec/b/369813/read

[4] Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

http://agios.org.ua/wiki/index.php/Афанасий_Великий._Толкование_на_псалмы

[5] Ефрем Сирин. Слово умилительное

http://agios.org.ua/wiki/index.php/Ефрем_Сирин._Слово_умилительное

[6] Ефрем Сирин. Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа

http://agios.org.ua/wiki/index.php/Ефрем_Сирин._Слово_о_втором_пришествии_Господа_нашего_Иисуса_Христа

[7] Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам

http://agios.org.ua/wiki/index.php/Ефрем_Сирин._Поучительные_слова_к_египетским_монахам

[8] http://www.omiliya.ru/

[9] Исаак Сирин Ниневийский. Беседы. Беседа 39.

http://agios.org.ua/wiki/index.php/Исаак_Сирин_Ниневийский._Беседы

[10] Юрий Максимов. Вечны ли адские муки? Часть 3

http://www2.pravoslavie.ru/put/4204.htm

[11] Исаак Сирин Ниневийский. Беседы. Беседа 39.

http://agios.org.ua/wiki/index.php/Исаак_Сирин_Ниневийский._Беседы

[12] Исаак Сирин Ниневийский. Cлова подвижнические

http://agios.org.ua/wiki/index.php/Исаак_Сирин_Ниневийский._Cлова_подвижнические

[13] Преподобный Исаак Сирин.Слова подвижнические. Слово 58.

http://azbyka.ru/otechnik/?Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie=58#i3_

[14] Иоанн Мейендорф. Единство империи и разделения христиан. Глава VII. Эпоха Юстиниана. http://krotov.info/library/13_m/ey/yendorf_006.htm //  Карташев А.В. О Трех главах" (544 г.)

http://sbiblio.com/biblio/archive/kartashev_vel/08.aspx

 

Поиск