Они верили в Бога

E-mail Печать PDF

В этой статье помещены высказывания различных ученых, нобелевских лауреатов о Боге. Началась статья с того, что появилась необходимость проверить, верил ли Эйнштейн в Бога? В 2005 г. по милости Божией я издал брошюру «Верна ли теория эволюции?» и там было высказывание Эйнштейна, хотя и публиковавшееся во многих источниках, но не удалось найти первоисточника. В результате поиска удалось найти книгу болгарского ученого Тихомира Димитрова «Они верили в Бога: пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие ученые» http://www.scienceandapologetics.com/text/314.htm . Составитель - Тихомир Димитров (c) 1995-2008 Магистр естественных наук (психология) (1995), магистр гуманитарных наук (философия) (1999). Все цитаты проверены Т.Димитровым и даны первоисточники. Здесь приведены только некоторые, наиболее понравившиеся высказывания. Вывод из  всего этого только один: Наука никак не опровергает веры в Бога, но наоборот, многих ученых она укрепила в этой вере. Думаю и всем читающим эти высказывания помогут укрепить свою веру.

Прот. Николай Баринов

НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

1. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

6. "Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога". (Цит. по: Brian 1996, 119).

12. "Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня". (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).

15. "За всеми величайшими достижениями науки стоит уверенность в логической стройности и познаваемости мира - уверенность, которая сродни религиозному переживанию… Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (Einstein 1973, 255).

17. Мнение Эйнштейна об Иисусе Христе было высказано в его интервью американскому журналу "Сатердей ивнинг пост" (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):

- Портрет Иисуса, написанный Эмилем Людвигом, слишком поверхностен. Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.

- Верите ли вы в исторического Иисуса?

- Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой".

2. МАКС ПЛАНК - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

1. В знаменитом докладе "Религия и естествознание" (май 1937) Планк писал: "И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов". (Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990. - С. 35).

 

4. "При таких обстоятельствах не следует удивляться тому, что атеистическое движение, объявляющее религию преднамеренным обманом и выдумкой властолюбивых священников, у которого благочестивая вера в высшую силу над нами встречает лишь слова насмешки, усердно использует естественнонаучное познание, продолжая, якобы в союзе с ним, все более быстрыми темпами оказывать разлагающее влияние на все слои народа по всей земле. Мне не нужно более подробно разъяснять, что с победой этого движения жертвами уничтожения стали бы не только наиболее ценные сокровища нашей культуры, но и, что еще ужаснее, - надежды на лучшее будущее". (Планк, там же. - С. 26).

8. В одном из своих главных трудов, "Куда идет наука?" (1932), Планк отмечал:

"Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга. Наверное, каждый серьезный и мыслящий человек осознает, что необходимо признавать и развивать религиозный элемент его природы, дабы все силы человеческой души слились в совершенной гармонии. Не случайно величайшие мыслители всех времен были людьми глубоко религиозными". (Planck 1977, 168).

12. Относительно взаимодополняющих отношений науки и религии Планк писал: "Одна не исключает другую; они переплетаются, взаимно дополняя друг друга. Наука нужна человеку как инструмент восприятия, а религия - как руководство к действию". (Цит. по: Schaefer 1983, 84).

 

3. ЭРВИН ШРЁДИНГЕР - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Шрёдингер признан основателем волновой механики.

Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности. Подобно им, Богу нет места в пространственно-временной картине. Я не нахожу Бога нигде в пространстве и времени - так говорит честный натуралист. И за это он слышит обвинения в свой адрес от того, в чьем катехизисе записано: Бог есть дух". (Шрёдингер Э. Разум и материя. - Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая механика", 2000. - С. 64-65 - Перевод приведен с изменениями. - Прим. перев.).

4. Шрёдингер утверждает, что технические изобретения человечества наносят ущерб природе:

"Серьезная ошибка технически ориентированной культуры заключается в том, что высшей целью представляется изменение Природы. Такая культура надеется занять место Бога, чтобы навязать божественной воле убеждения бренного разума". (Цит. по: Moore 1990, 349).

 

4. ВЕРНЕР ГЕЙЗЕНБЕРГ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

В 1927 году Гейзенберг сформулировал знаменитый принцип неопределенности, названный его именем.

1. "Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог". ["Der erste Trunk aus dem Becher der Naturwissenschaft macht atheistisch, aber auf dem Grund des Bechers wartet Gott."] (Цит. по: Hildebrand 1988, 10).

2. Генри Маргенау (почетный профессор физики и естественных наук в Йельском университете): «В личной беседе с ним я был поражен глубиной его религиозных убеждений. Он был истинным христианином в полном смысле этого слова». (Margenau 1985, Vol. 1).

 

5. РОБЕРТ МИЛЛИКЕН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Милликен определил заряд электрона и доказал фотоэлектрическое уравнение

3. В интервью под названием "Бог ученых" (Collier's; 24 октября 1925) Милликен сказал:

"Я как минимум могу с уверенностью утверждать, что научного основания для того, чтобы отвергать религию, нет, - равно как, на мой взгляд, нет и никакого оправдания конфликту между наукой и религией, так как они принадлежат к совершенно разным областям.

4. "Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным". (Цит. по: Grounds 1945, 22).

"Никогда не встречал думающего человека, который не верил бы в Бога". (Millikan 1925).

Тысячи лет назад Иов, поняв тщетность попыток охватить Бога ограниченным человеческим разумом, воскликнул: "Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?" Мудрецы всегда поражались удивительному порядку в природе, осознавая при этом собственную ограниченность и невежество. Для них довольно было просто стоять в тишине и благоговении перед Тем, Кто имманентным образом присутствует в природе. Они вторили словам псалмопевца: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"". (Millikan 1950, 286-287).

Исключительно материалистическая философия представляется мне верхом невежества.". (Millikan 1950, 277-278).

10. "…Карта научного знания по-прежнему представляет собой огромный белый лист, на котором лишь кое-где нанесены точки, отмечающие область изученного. Чем больше мы исследуем, тем явственнее осознаем, насколько мы далеки от подлинного понимания. Честно признавая свое невежество и ограниченность, мы признаем также, что существует некая Сила, Бытие, в Котором и Которым мы живем и движемся и существуем, - Творец, каким бы именем мы Его ни называли". (Millikan 1925).

11. "Многие величайшие ученые были людьми глубоко религиозными, о чем свидетельствовала их жизнь: сэр Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Джеймс Клерк Максвелл, Луи Пастер… Вряд ли бы эти ученые стали великими, если бы у них не было такой веры". (Millikan 1925).

6. ЧАРЛЬЗ ТАУНС - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Чарльз Таунс стал основателем науки о лазерах.

1. На вопрос: "Что вы думаете о существовании Бога?" - Чарльз Таунс отвечал: "Я убежден в существовании Бога - на основании интуиции, наблюдений, логики и научного знания". (Townes 2002a).

Я физик. Кроме того, я христианин. Пытаясь понять природу Вселенной с этих двух позиций, я вижу много точек соприкосновения науки с религией". (Townes 2001, 296).

6. Относительно вопроса происхождения жизни профессор Таунс отмечал: "Вероятность появления жизни, казалось бы, очень низка, и, тем не менее, жизнь возникла, и возникла в соответствии с физическими законами, а законы эти установил Бог". (Цит. по: Palmer 1997, vol. 17).

10. "Религия с ее богословскими рассуждениями опирается на веру. Наука также опирается на веру. Каким образом? Чтобы наука могла существовать в том виде, в котором мы ее знаем, мы должны верить, что вселенная управляется постоянными законами и что человек способен открывать эти законы. На логику человеческого поиска можно положиться только в том случае, если сам мир устроен логично. В основе науки лежит вера в то, что человеческая логика способна постичь законы природы и что эти законы надежны. Это вера, основанная на разуме.

Мы, ученые, работаем, основываясь на постулате о разумности, заложенной в природе и в человеческом уме, - постулате, считающемся главным принципом веры. Однако эта вера настолько общепринятая и само собой разумеющаяся, что мы попросту не признаем в ней основу науки". (Townes 2001, 300).

11. "Наука стремится понять устройство вселенной, а религия - ее смысл. Науку и религию невозможно разделить". (Цит. по: Easterbrook 1997, 891).

7. АРТУР ШАВЛОВ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Артур Шавлов и Чарльз Таунс первыми запатентовали лазер; они считаются основателями науки о лазерах.

«… религиозный контекст становится замечательной основой для научных исследований. Как сказано в Псалме 18, "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь". Научное исследование - это акт поклонения, потому что открывает все больше и больше чудес Божьего творения". (Цит. по: Margenau and Varghese, 1997, 105-106; также цит. по: Templeton 1994).

5. "Мир настолько удивителен, что я и представить не могу, будто бы он возник в результате чистой случайности". (Schawlow 1998, I, 5).

8. УИЛЬЯМ ФИЛЛИПС - АУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

1. "Я верю в Бога. Более того, я верю в личностного Бога, Который действует в творении - и взаимодействует с творением. Я верю, что наблюдаемая нами упорядоченность физической вселенной и исключительно точная "тонкая настройка" всех условий, необходимых для развития жизни, указывает на разумного Творца.

Моя вера в Бога - это личная вера, вера, полностью соответствующая тому, что я знаю о науке". (Phillips 2002b).

2. В лекции "Просто вера, просто наука", произнесенной на конференции "Наука и духовный поиск" (20 апреля 2002, Париж), доктор Филлипс говорил: "Многие ученые придерживаются традиционных религиозных убеждений. Я - физик, и я отношу себя к таким ученым. Я верю в Бога как Творца ". (Phillips 2002a).

"Быть обычным ученым и обычным христианином - я считаю, что это совершенно естественно. И для многих других ученых, которых я знаю, людей глубоко верующих, это тоже совершенно естественно". (Цит. по: Christie 2002).

"Некоторые вещи в науке просто невозможно объяснить без участия Бога". (Цит. по: Witham 2001).

7. "Думаю, среди нобелевских лауреатов больше верующих, чем кажется на первый взгляд. Но обычно люди, вне зависимости от профессии, не считают нужным выставлять напоказ свои религиозные убеждения, поскольку это вопрос глубоко личный". (Phillips 2002c).

9. СЭР УИЛЬЯМ ГЕНРИ БРЭГГ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

1. "Христос в заповедях и на собственном примере показал, что Бог - наш Отец, а мы - Его дети. Он показал общество, где царит любовь. Поэтому в поисках руководства в жизни мы должны думать о том, какими бы мы хотели видеть детей и какого поведения мы ожидаем от них… Ведь мы верим, что эта жизнь - всего лишь подготовка, а не последнее испытание". (Цит. по: Caroe 1979, 164).

2. "Религия дает человеку цели, а наука - средства к их достижению. Некоторые спрашивают, не противоречат ли наука и религия друг другу. Да, они действительно противоположны - так же, как пальцы правой руки противоположны пальцам левой руки. Эта противоположность позволяет охватить все". (Цит. по: Caroe 1979, 161).

6. заблуждение состоит в том, что наука, то есть изучение природы, якобы приводит к материализму. (Цит. по: Lindberg and Numbers 1986, 436).

10. ГУЛЬЕЛЬМО МАРКОНИ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Маркони изобрел радио; его революционные труды положили начало развитию электронных средств связи в современном мире.

1. "Чем больше я работаю с силами Природы, тем сильнее чувствую Божью щедрость, излитую на человека.". (Цит. по: Maria Cristina Marconi 1995, 244).

3. "Каждый новый шаг, сделанный наукой, приносит нам все новые сюрпризы и достижения. И все же наука подобна тусклому мерцанию фонаря в лесной чаще, сквозь которую человечество пытается найти путь к Богу. Только вера может вывести человека к свету...

Я с гордостью называю себя христианином. Я верю не только как христианин, но и как ученый. Беспроводное устройство доносит сообщение сквозь пустыню. В молитве человеческий дух посылает невидимые волны в вечность - волны, достигающие своей цели пред Богом". (Цит. по: Popov 1992, 298).

11. АРТУР КОМПТОН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

2. "Христианский Бог - это Бог любви. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ". (Цит. по: Johnston 1967, 373).

3. Упорядоченность открывающейся нам вселенной свидетельствует об истине самого потрясающего из всех высказываний: "В начале сотворил Бог…" [Быт. 1: 1]". (Compton 1936).

4. "Чтобы наука признала религию, необходимо рассмотреть гипотезу, согласно которой в природе действует разумное начало. Обсуждение доводов в пользу существования божественного разума ведется с того момента, как появилась философия. Аргумент, основанный на идее разумного замысла, постоянно подвергается критике, однако так и не получил адекватного опровержения. Напротив, чем больше узнаем мы о нашем мире, тем меньше представляется вероятность того, что он возник случайным образом. Поэтому сегодня мало кто из ученых станет защищать атеизм". (Compton 1935, 73).

7. "Религия и наука по сути своей не могут противоречить друг другу. Наука - это надежный метод познания истины. Религия - поиск прочного основания жизни". (Цит. по: Johnston 1967, 374).

 

12. АРНО ПЕНЗИАС - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

1. "Видя рощу фруктовых деревьев, мы можем предположить, что тот, кто их создал, хотел вырастить яблоки. Иными словами, наблюдая порядок в мире, мы делаем вывод о присутствии некой цели и, размышляя над этой целью, начинаем что-то узнавать о Том, Кто создал и замыслил все это. Так я понимаю Бога. Я вижу Бога в делах Его рук, и в этих делах вижу замыслы. Размышляя над этими замыслами, я получаю представление о Всемогущем". (Цит. по: 'The God I Believe in', Joshua O. Haberman - editor, New York, Maxwell Macmillan International, 1994, 184).

Мне снова вспоминается Псалом 18: "Небеса проповедуют славу Божию" - то есть Бог открывается во всем сущем. Вся реальность, в большей или меньшей мере, открывает замысел Божий. Во всех аспектах человеческого опыта существует взаимосвязь между целью и порядком мироустройства.

3. Относительно теории Большого взрыва и вопроса происхождения нашей высокоорганизованной вселенной профессор Пензиас сказал в интервью журналу "Нью-Йорк таймс" (от 12 марта 1978):

"Самые точные данные, которыми мы располагаем, полностью соответствуют тому, что я и предположил бы, даже если бы у меня не было ничего, кроме Пятикнижия Моисеева, Псалмов и Библии в целом". (Цит. по: Bergman 1994, 183; see also Brian 1995, 163). Арно Пензиас отмечает, что, проводя исследования в области астрофизики, увидел "свидетельства замысла в Божьем творении". (Цит. по: Bergman 1994, 183).

4. В интервью, опубликованном в научном сборнике "Голос гения" (The Voice of Genius, 1995), профессор Пензиас сказал: "Пензиас: Библия говорит о целесообразности творения. Мы повсюду сталкиваемся с удивительными свидетельствами порядка; а порядок, как мы знаем из опыта, обычно указывает на цель.

Пензиас: Именно… Этот мир лучше всего согласуется с идеей целенаправленного сотворения". (Цит. по: Brian 1995, 163-165).

6…в наши дни догмой стало убеждение, что материя вечна. В основе этой догмы лежит интуитивная вера людей (в том числе и большинства физиков), не желающих признавать эмпирические данные, указывающие на сотворенность вселенной - несмотря на то, что все астрономические наблюдения подтверждают сотворение. Поэтому о тех, кто отрицает факты, вполне можно сказать, что они придерживаются "религиозной" веры в вечность материи. Но эти люди считают себя учеными и называют свои взгляды объективными". (Penzias, 1983, 3; тж. см. Bergman 1994, 183).

 

13. НЕВИЛЛ МОТТ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ "за фундаментальные теоретические исследования электронной структуры магнитных и неупорядоченных систем".

1. "Я верю в Бога, Который отвечает на молитвы, на Которого можно положиться и без Которого жизнь на этой земле была бы лишена смысла ("сказка, рассказанная дураком"). Я верю, что Бог являл Себя множеством способов через многих людей, и нам, жителям Запада, самое полное откровение было дано через Иисуса и Его последователей". (Nevill Mott: Reminiscences and Appreciations, E.A. Davis - editor, London, Taylor & Francis Ltd, 1998, 329).

 

2. "Чудеса в истории человечества случаются тогда, когда Бог говорит с людьми. Для христиан величайшее из чудес - Воскресение. С теми, кто знал Иисуса, произошло нечто, заставившее их поверить, что Он жив. Эта вера была настолько сильна, что и сейчас, две тысячи лет спустя, на ней прочно стоит Христианская Церковь". (Цит. по: Margenau and Varghese, 1997, 68).

 

6. В 1991 году под редакцией Мотта вышел сборник статей известных ученых на тему важности религиозной веры и диалога между религией и наукой. Сборник назывался "Могут ли ученые верить?" (Can Scientists Believe? London, James & James). В этой научной антологии есть статья и самого профессора Мотта, утверждающего, что Бог совершенно необходим для объяснения происхождения и сущности человеческого сознания. По мнению Мотта, тайну сознания наука объяснить не в силах.

"Я уверен также, что ни физика, ни психология никогда не смогут "объяснить" человеческое сознание. Я считаю, что человеческое сознание находится вне сферы науки - там-то и происходит общение Бога с человеком". (Nevill Mott, Can Scientists Believe?, London, James & James Science Publishers Ltd, 1991, 8).

14. ИСИДОР АЙЗЕК РАБИ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ за работу над измерением магнитных свойств атомных ядер.

1. "Физика наполнила меня благоговением и навела на мысль о первопричинах. Она приблизила меня к Богу. Это чувство оставалось со мной на протяжении всех тех лет, когда я занимался научной деятельностью. Всякий раз, когда кто-то из студентов приходил ко мне с научным проектом, я задавал ему всего один вопрос: "Приблизит ли это вас к Богу?"" (I. I. Rabi 1999, Physics Today).

15. АБДУС САЛАМ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ "за вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных воздействий между элементарными частицами".

Мы верим, что Бог создал вселенную прекрасной, симметричной и гармоничной; в ней виден порядок и нет места хаосу.

Мы пытаемся понять мысли Бога. Разумеется, чаще всего мы очень далеки от истины, но иногда осознание хотя бы малой доли истины доставляет великую радость". (Salam 1976; New Scientist).

16. ЭНТОНИ ХЬЮИШ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ за открытие пульсаров.

1. "Я верю в Бога. Мне представляется бессмысленной та мысль, что вселенная и наше существование - лишь случайность космического масштаба и что жизнь возникла в результате беспорядочных физических процессов, просто потому что для этого сложились благоприятные условия.

Как христианин, я начинаю понимать смысл жизни благодаря вере в Творца, Чья природа отчасти открылась в Человеке, рожденном 2000 лет назад". (Hewish 2002a).

 

3. "Бог, несомненно, представляется мне разумным Творцом. Весь земной мир состоит из электронов, протонов и нейтронов, а вакуум заполнен виртуальными частицами - для этого нужен бесконечно великий разум". (Hewish 2002b).

4. "Религия играет чрезвычайно важную роль, подчеркивая, что в жизни есть нечто гораздо большее, чем эгоистичный материализм". (Hewish 2002b)

5. Одних только научных законов недостаточно - должно быть что-то еще. Сколько бы наука ни развивалась, она не ответит на все вопросы, которые мы задаем".* (Цит. по: Candid Science IV: Conversations with Famous Physicists by Istvan Hargittai, London, Imperial College Press, 2004, 637).

17. ДЖОЗЕФ ТЕЙЛОР-МЛАДШИЙ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ за открытие нового вида пульсаров - двойного пульсара.

1. "Научное открытие является также и открытием религиозным. Между наукой и религией нет противоречия. Каждое новое открытие в этом мире обогащает наше знание о Боге". (Цит. по: Brown 2002).

18. АЛЕКСИС КАРРЕЛЬ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ

Он стал основателем современной трансплантологии.

Только религия предлагает окончательное решение проблемы человека. Христианство, прежде всего, дало ясный ответ на глубочайшие вопросы человеческой души". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 5).

Человечество так и не поняло, что только взаимная любовь может спасти его от раздоров, краха и хаоса. И не осознало, что никакое научное открытие не сравнится по значимости с откровением закона любви, установленным Распятым Иисусом. Только руководствуясь этим законом, общество сможет выжить". (Carrel 1952, Chap. 3, Part 6).

Тому, кто живет по закону джунглей, повеление любить ближнего как самого себя кажется абсурдом". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 7 "The Need of God").

"Милликен, Эддингтон и Джинс вслед за Ньютоном верят, что космос возник в результате действия Творческого Разума". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 6).

19. ДЖОН ЭКЛС - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ "за открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток". Джон Эклс - один из величайших нейрофизиологов XX века, основатель современной электрофизиологии.

1. Кажущийся конфликт между наукой и религией - следствие невежества. Мы обретаем бытие через Божественное деяние. Божественный Промысел ведет нас на протяжении всей нашей жизни. Когда мы умираем, мозг перестает функционировать, но Божий Промысел и любовь не прекращаются. Каждый из нас - неповторимое существо, наделенное сознанием, - есть творение Божье. Это религиозная точка зрения, и только она согласуется с тем, что мы знаем о мире". (Eccles 1984, 50).

6. О так называемом "многообещающем материализме" Эклс отзывался следующим образом:

"К сожалению, многие современные ученые считают, что сила науки настолько велика и всеобъемлюща, что недалек тот день, когда наука объяснит все явления природы, в том числе человека и даже человеческое сознание во всех его проявлениях. В книге "Личность и мозг" (The Self and Its Brain, Popper and Eccles, 1977) Поппер называет это "многообещающим материализмом", указывая на неумеренность и невыполнимость подобных обещаний.

Но поскольку наука пользуется большим уважением, "многообещающий материализм" оказывает сильное воздействие на умы мыслящих людей, которые непосредственно наукой не занимаются. Происходит это потому, что многие ученые бездумно пропагандируют "многообещающий материализм", не проанализировав опасности, таящиеся в этих ложных и самоуверенных заявлениях". (Eccles 1979, p. I).

7. В книге "Как личность контролирует мозг" (How the Self Controls Its Brain, Berlin: Springer-Verlag, 1994) Эклс снова критикует "многообещающий материализм":

"Я считаю эту теорию безосновательной. Чем больше наука узнает о мозге, тем очевиднее различие между процессами, происходящими в нем, и ментальными явлениями, и тем удивительнее ментальные явления. "Многообещающий материализм" - всего лишь суеверие материалистов-догматиков. Он обладает всеми чертами мессианского пророчества с обетованием грядущего освобождения от всех проблем - своего рода Нирваны для наших несчастных потомков". (Eccles 1994).

8. В книге "Эволюция мозга: создание личности" Эклс писал:

"Я считаю, что загадка человеческой жизни попирается научным редукционизмом с его утверждениями о том, что "многообещающий материализм" рано или поздно объяснит весь духовный мир процессами, происходящими в нейронах. Эту идею следует рассматривать как суеверие.

Необходимо признать, что мы также и духовные существа, обладающие душами и живущие в духовном мире, - равно как и материальные существа, обладающие телами и мозгом и существующие в физическом мире". (Eccles Evolution of the Brain: Creation of the Self. - London: Routledge, 1991. - P. 241).

12. "Смерть тела и мозга можно рассматривать как прекращение нашего двойственного бытия. Хочется надеяться, что освобожденная душа найдет в будущем еще более глубокий смысл и еще более удивительные переживания. Возможно, это произойдет в новом теле, как учит традиционное христианство". (Eccles 1991, 242).

14. В книге "Человеческая тайна" (The Human Mystery) сэр Джон Эклс писал: "Необычайный успех теории эволюции в последнее время защищал ее от тщательного критического анализа. Но эта теория несостоятельна в главном. Она не способна объяснить почему каждый из нас - уникальное существо, обладающее самосознанием". (Eccles 1979, 96).

17. Из письма Эрике Эрдман (19 декабря 1990):

"Вы называете защиту нашей планеты важнейшей задачей современности. Я не согласен. Важнее всего - спасти человека от материалистической деградации. Она прививается через средства массовой информации, через потребительское общество, через всепоглощающее стремление к власти и деньгам, через деградацию ценностей (которые раньше основывались на любви, истине и красоте) и через распад семьи". (Eccles 1990).

20. ДЖОЗЕФ МАРРИ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ

Признан одним из основателей современной трансплантологии.

1. Если вы действительно верите в благость творения, то нет ничего плохого в занятиях наукой. Чем больше мы узнаем о творении, тем усерднее славим Бога. Лично я никогда не видел противоречия между наукой и религией". (Цит. по: Meyer 1996).

2. " Нет никаких причин для вражды между наукой и религией. И наука, и религия проистекают из одного и того же источника, единственного источника истины - Творца". (Цит. по: Meyer 1996).

3. Марри считал, что врач должен относиться к каждому пациенту не просто как к набору симптомов, но как к одухотворенному существу, которому медицина способна помочь… Он говорил: "Работа - это молитва. Каждое утро я начинаю с того, что отдаю этот день нашему Творцу. Каждый день - это молитва, и я очень сильно это ощущаю"". (Цит. по: Lenger 2001).

Могу с чистой совестью сказать, что для меня никогда не существовало противоречия между моим религиозным воспитанием и научными взглядами". (Цит. по: Meyer 1996).

21. ЭРНСТ ЧЕЙН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ "за открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях".

1. Эрнст Чейн, сторонник идеи теистической эволюции, отзывался о материалистической теории эволюции следующим образом:

"Я скорее поверю в эльфов, чем в эти нелепые домыслы.

Я всегда говорил, что досужие догадки о том, как произошла жизнь, бессмысленны; ведь даже простейшие живые системы настолько сложны, что их не понять с позиций чрезвычайно примитивной химии, к которой прибегают ученые в попытках объяснить то необъяснимое, что произошло миллионы лет назад. Невозможно свести Бога к столь наивным идеям". (Цит. по: The Life of Ernst Chain: Penicillin and Beyond by Ronald W. Clark, London, Weidenfeld & Nicolson, 1985, 147-148).

Все мы знаем, что научные теории, о какой бы области науки ни шла речь, эфемерны. Всегда есть вероятность, что они поколеблются или вообще рухнут с появлением хотя бы одного факта, не вписывающегося в сложившуюся систему… научном знании. Оно всегда будет фрагментарным, и основания его всегда будут шаткими; следовательно, всегда остается вероятность того, что оно приведет нас к ошибочным заключениям, которые придется корректировать в свете новых данных". (E. Chain, "Social Responsibility and the Scientist in Modern Western Society," Perspectives in Biology and Medicine, Spring 1971, Vol. 14, No. 3, p. 366).

7. "Была выдвинута только одна теория, пытавшаяся объяснить развитие жизни, - теория Дарвина-Уоллеса. И теория эта довольно неубедительна. Она основана на очень зыбких основаниях, по большей части из области морфологии и анатомии, так что и теорией ее назвать сложно". (Цит. по: Clark 1985, 147).

8. Об эволюционной теории Дарвина-Уоллеса Чейн отзывался следующим образом:

"Утверждение, что неприспособленные живые системы не выживают, - просто трюизм, а вовсе не научная теория.

Позитивисты XIX века и их последователи постулировали, что развитие и выживание наиболее приспособленных целиком зависит от случайных мутаций или даже что природа экспериментирует, создавая методом проб и ошибок более приспособленные к выживанию системы. Однако мне представляется, что эта гипотеза лишена эмпирических оснований и совершенно не соответствует фактам.

Сторонники этой гипотезы сознательно пренебрегают телеологическим принципом, с которым биолог сталкивается на каждом шагу - будь то изучение разных органов одного организма или даже взаимодействия компонентов одной клетки, или же исследование взаимосвязей и взаимодействия разных видов животных.

Эти классические эволюционные теории - грубое упрощение многочисленных фактов, чрезвычайно сложных и взаимосвязанных. Меня удивляет, что многие ученые на протяжении долгого времени с готовностью принимают эти теории на веру без критического изучения и без единого возражения". (Chain 1971, 367).

22. ДЖОРДЖ УОЛД - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ за открытия, связанные с биохимическими зрительными процессами.

УОЛД - УБЕЖДЕННЫЙ АТЕИСТ

1. В 1954 году профессор Джордж Уолд (который в то время еще был атеистом) писал в журнале "Сайентифик американ":

"Когда речь идет о происхождении жизни, тут есть ровно два варианта: сотворение или самозарождение. Третьего не дано. Теория самозарождения была опровергнута еще сто лет назад, что оставляет нам единственно возможный вывод о сверхъестественном сотворении жизни. С философской точки зрения этот вывод для нас неприемлем, поэтому мы предпочитаем верить в невозможное - в случайное возникновение жизни!" (George Wald, 1954, "The Origin of Life," Scientific American, 191 [2]: 48).

2. "Разумным представлялось верить в самозарождение жизни. Единственная альтернатива этого - вера в единый изначальный акт сверхъестественного сотворения. Промежуточной позиции нет.

Большинство современных биологов вполне убедились в несостоятельности гипотезы о самозарождении, однако альтернативный взгляд о сотворении они принять не готовы. Таким образом, они остались ни с чем". (Wald 1954, "The Origin of Life," Scientific American, 191 [2]: 45-46).

УОЛД,  УВЕРОВАВШИЙ В БОГА

3. Однако в начале 1980-х во взглядах Джорджа Уолда произошла удивительная перемена, и он стал склоняться к религиозному мировоззрению. В статье "Жизнь и разум во вселенной" (1984) профессор Уолд писал:

"Как ученый я столкнулся с двумя главными проблемами, которые, хотя и коренятся в науке, все же выходят за ее пределы и, на мой взгляд, наука не в состоянии их решить. И это не удивительно, поскольку одна из проблем связана с сознанием, а вторая - с космологией.

1) Посвятив большую часть жизни изучению механизмов зрения, я неизбежно сталкивался с проблемой сознания. Мы узнали много и надеемся узнать еще больше, но все эти знания нисколько не приближают нас к ответу на вопрос о том, что такое зрение. Изучая глаз и нервную систему человека и лягушки, мы получаем практически одинаковые результаты. Я знаю, что я вижу; но видит ли лягушка? Она реагирует на свет - равно как и фотоаппараты, двери гаража и любые другие приспособления на фотоэлементе. Видит ли лягушка? Осознает ли она свои реакции? Как ученый я бессилен ответить на этот вопрос - я не в состоянии определить, присутствует ли в данном случае сознание. Я считаю, что сознание - это постоянное состояние, включающее в себя все чувства и восприятие. Мне кажется, что сознание совершенно непроницаемо для науки.

2) Вторая проблема - это особые характеристики нашей вселенной. Мы всё больше убеждаемся в том, что жизнь - неотъемлемая часть установленного миропорядка. У нас есть все основания полагать, что вселенная, в которой мы живем, проникнута жизнью; со временем жизнь неизбежно возникает там, где существуют благоприятные условия. Но если бы хоть некоторые из многочисленных физических параметров нашей вселенной (основополагающих или тех, которые представляются незначительными, даже почти случайными) были несколько иными, то жизнь, которая сейчас предстает как нечто само собой разумеющееся, была бы невозможна ни здесь, ни где бы то ни было...

Именно Разум созидает физическую вселенную, порождает жизнь, а затем и существ, обладающих знанием и способных творить. (George Wald, 1984, "Life and Mind in the Universe", International Journal of Quantum Chemistry: Quantum Biology Symposium 11, 1984: 1-15).

Суть этих проблем сводится к тому, что вселенная, в которой мы живем, производит жизнь и обладает именно такими параметрами, которые делают появление жизни возможным. Чем больше мы узнаём, тем яснее видим удивительную упорядоченность устройства вселенной, что делает ее пригодной для жизни. На пути к появлению жизни лежат бесконечные преграды, однако все они каким-то образом преодолеваются. Создается впечатление, что с самого Большого взрыва вселенная была предназначена к порождению жизни - настолько легко разрешаются все трудности, настолько точно значение всех основных параметров, которые могли бы принять любое другое значение.

Я хочу подчеркнуть следующее. Если бы хотя бы некоторые из многочисленных физических параметров нашей вселенной (основополагающих или же тех, которые представляются незначительными, даже почти случайными) были несколько иными, то жизнь, которая сейчас представляется нам как нечто само собой разумеющееся, была бы невозможна ни здесь, ни где бы то ни было.

Мне уже давно представляется неизбежным вывод о том, что невозможно установить местоположение разума - сознания. Совершенно абсурдно пытаться определить место явления, не имеющего физических признаков; явления, наличие или отсутствие которого можно определить только относительно человека.

Более того, положение разума не только невозможно определить, но разум и не имеет местоположения. Он не занимает места в пространстве и времени и неизмерим; поэтому, как я уже говорил в начале этого доклада, он находится за пределами научного знания.

23. РОНАЛЬД РОСС - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ по физиологии и медицине в 1902 году за значительный вклад в изучение малярии.

1. 20 августа 1897 года сэр Рональд Росс сделал выдающееся открытие: малярия передается людям через комаров рода Anopheles. В день открытия он записал в дневнике такие стихи:

"День, когда милостивый Бог

Вложил в мою десницу

Чудесное открытие. Всевышнему

Вся слава.

24. ДЕРЕК БАРТОН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ за вклад в развитие конформационной концепции (изучение трехмерной структуры сложных молекул) и ее применение в органической химии.

1. "Бог есть Истина. Наука и религия совместимы. Они обе ищут одну и ту же истину. Наука показывает, что Бог существует". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 144).

4. "Наша вселенная бесконечно велика и бесконечно мала. Ее бесконечность простирается в прошлое и будущее. Мы никогда не сможем постичь бесконечность. Это высшая истина, которая есть Бог". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 144).

25. КРИСТИАН АНФИНСЕН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ за работу по исследованию рибонуклеазы. Анфинсен стал первопроходцем в изучении ферментов.

1. В ответ на вопрос: "Многие выдающиеся ученые, в том числе Дарвин, Эйнштейн и Планк, очень серьезно относились к концепции Бога. Что вы думаете об этой концепции и о существовании Бога?" - Кристиан Анфинсен сказал:

"Думаю, только дурак может быть атеистом. Нам приходится признать существование непостижимой силы, обладающей безграничной мудростью и знанием - силы, которая положила начало вселенной". (Цит. по: Margenau and Varghese, 'Cosmos, Bios, Theos', 1997, 139).

26. ВАЛЬТЕР КОН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ за развитие функциональной теории плотности, которая коренным образом изменила подход ученых к исследованию электронной структуры атомов и молекул.

1. В интервью под названием "Профессор Вальтер Кон: наука, религия и человеческий опыт" ("Dr. Walter Kohn: Science, Religion, and the Human Experience," 26 июля, 2001) профессор Кон сказал: " На меня оказали большое влияние труды Эйнштейна, который писал, что, размышляя о мире, он ощущает некую Силу, которая намного могущественнее любой человеческой силы. Я чувствую то же самое. Это ощущение благоговейного трепета и великой тайны". (Kohn 2001a).

3. На вопрос: "Как вы считаете, какими должны быть отношения науки и религии?" - Вальтер Кон отвечал: "Их основой должно быть взаимное уважение. Это взаимодополняющие элементы человеческого опыта". (Kohn 2002).

4. В лекции "Размышления физика после посещения Ватикана и встречи с Папой Иоанном Павлом II" (20 апреля, 2001, университет Калифорнии, Санта-Барбара) профессор Кон сказал:

"Разумеется, наука, в особенности физика и химия, составляет очень важную часть моей жизни. Но в то же время считаю себя человеком религиозным… я убежден, что наука сама по себе не может быть жизненным ориентиром, потому что она не может ответить на многие вопросы и восполнить многие нужды". (Kohn, Reflections of a Physicist after an Encounter with the Vatican and Pope John Paul II, 2001b).

27. РИЧАРД СМОЛЛИ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ за открытие фуллеренов - третьей элементарной формы углерода (наряду с графитом и алмазом). После смерти Смолли Сенат США принял резолюцию, в которой Смолли был назван "отцом нанотехнологий".

1. "В последнее время я снова стал регулярно ходить в церковь. У меня появилась новая цель: постараться понять, в чем именно заключается сегодня притягательность и сила христианства для миллиардов людей - несмотря на то, что прошло почти две тысячи лет с тех пор, как Христос умер и воскрес.

И хотя мне вряд ли когда-нибудь удастся понять это полностью, теперь я, наверное, могу сказать, что ответ очень прост: христианство истинно. Бог действительно сотворил мир. (Smalley 2005).

2. Ричард Смолли говорил о книгах "Происхождение жизни" и "Кем был Адам?" ('Origins of Life' и 'Who Was Adam?'), написанных профессором Хью Россом (астрофизиком) и профессором Фазейлом Рана (биохимиком):

"Теории эволюции только что был нанесен смертельный удар. Прочитав "Происхождение жизни", я, со своим образованием в области химии и физики, ясно осознал, что эволюции быть не могло. Новая книга "Кем был Адам?" - это серебряная пуля, сразившая эволюционную модель наповал". (Smalley 2005a).

3. 3 октября 2004 года в речи на 79-й ежегодной конференции ученых в Таскиджийском университете Смолли, упоминая о противопоставлении эволюционизма и креационизма, дарвинизма и Книги Бытия, отметил: "Бремя доказательства лежит на тех, кто не верит, что Книга Бытия истинна, что вселенная была сотворена и что Творец по-прежнему поддерживает Свое творение".

(Smalley 2004).

 

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ (XVI-XXI вв.)

 

1. СЭР ИСААК НЬЮТОН (1642-1727) - основоположник классической физики и исчисления бесконечно малых величин

1. В заключение труда "Математические начала натуральной философии" (Лондон, 1687) Ньютон писал:

"Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа. … Сей управляет всем не как душа мира, а как властитель вселенной, и по господству Своему должен именоваться Господь Бог Вседержитель". (Ньютон, "Начала". М.: "Наука", 1989. - С. 659).

2. "Из истинного господства следует, что истинный Бог есть живой, премудрый и всемогущий, в остальных совершенствах Он высший, иначе - всесовершеннейший. Он вечен и бесконечен, всемогущ и всеведущ, т. е. существует из вечности в вечность и пребывает из бесконечности в бесконечность, всем управляет и всё знает, что было и что может быть". (Ньютон, "Начала". - С. 660. См. также Caputo 2000, 88).

3. "Бог сотворил мир и незримо управляет им; Он заповедал нам любить Его и поклоняться Ему и никакому другому богу; чтить наших родителей и учителей и любить ближних своих, как самих себя; быть умеренными, справедливыми, миролюбивыми и милостивыми даже к диким зверям. И тою же силой, какой Он в начале даровал жизнь всем видам животным, Он способен воскрешать мертвых и воскресил Иисуса Христа, нашего Спасителя, Который вознесся на небеса, дабы обрести Царство и уготовить место для нас; слава Его близка к Божьей славе, Ему можно поклоняться как Божьему Агнцу, Он послал Святого Духа утешить нас в Свое отсутствие, но когда-нибудь Он вернется и будет царствовать над нами". (Ньютон, цит. по: Memoirs of the Life, Writings, and Discoveries of Sir Isaac Newton by Sir David Brewster, Edinburgh, Thomas Constable and Co., 1855, Vol. II, 354).

4. "Противоположность благочестию - исповедание атеизма, на практике оборачивающегося идолопоклонством. Атеизм столь бессмыслен и отвратителен роду людскому, что его мало кто исповедует.

Случайно ли у всех птиц, зверей и человека правая и левая стороны одинаковы (за исключением внутренностей); случайно ли у них всего два глаза и не больше, и расположены они по обе стороны лица; и всего два уха, расположенные по обе стороны головы; и нос с двумя отверстиями; и две передние лапы, или два крыла, или две руки, растущие из плеч; и две ноги, растущие из бедер, и не более того? Откуда это единообразие внешних форм, если это не следствие мудрого замысла Творца?

Как получилось, что глаза, и только глаза, у всех живых существ прозрачны, что внутри у них прозрачная жидкость, в центре хрусталик, а перед ним зрачок, и все это так идеально подходит одно к другому и так идеально обеспечивает зрение, что если что-то выходит из строя, никто не способен это починить? Разве знал слепой случай, что такое свет и что такое рефракция, разве мог он хитроумным образом устроить глаза всех живых существ так, чтобы они пользовались свойствами света? Эти и подобные соображения всегда приводили и будут приводить человечество к вере в Того, Кто сотворил мир и силой Своей держит Его и потому вызывает у нас благоговейный страх.

Вот почему мы все должны склониться перед единым Богом, бесконечным, вечным, вездесущим, всеведущим, всемогущим, Создателем всего сущего, самым мудрым, самым праведным, самым благим и самым святым. Мы должны любить Его, бояться Его, почитать Его, уповать на Него, возносить Ему молитвы, благодарность и хвалу, воспевать Его Имя и повиноваться Его заповедям". (Ньютон, цит. по: Memoirs of the Life, Writings, and Discoveries of Sir Isaac Newton by Sir David Brewster, Edinburgh, Thomas Constable and Co., 1855, Vol. II, 347-348).

5. "И когда вы уверились, не стыдитесь провозглашать истину. Иначе вам грозит сделаться камнем преткновения на пути других и разделить участь тех еврейских правителей, которые уверовали во Христа, но побоялись исповедовать свою веру, чтобы их не изгнали из синагоги. Итак, когда вы уверились, не стыдитесь истины - провозглашайте ее открыто и стремитесь убедить также и брата своего, чтобы при воскресении унаследовать обетование из Даниила 12:3 о том, что "разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда".

И радуйтесь, если вы сочтены достойными пострадать за Благую Весть, ибо награда будет велика!" (Ньютон, цит. по: The Religion of Sir Isaac Newton, Frank E. Manuel - editor, London, Oxford University Press, 1974, 112).

6. Бог "продолжает быть всегда и присутствует всюду, всегда и везде существуя". (Ньютон, "Начала". - С. 660).

7. "Атеизм - такая бессмыслица. Глядя на Солнечную систему, я вижу Землю именно на таком расстоянии от Солнца, чтобы получать достаточное количество тепла и света. Это нельзя объяснить случайностью". (Ньютон, цит. по: Tiner 1975).

8. "Я принципиально убежден в том, что Библия - Слово Божье, записанное людьми по вдохновению Господа. Я изучаю Библию каждый день". (Ньютон, цит. по: Tiner 1975).

9. "В Библии я нахожу больше примет подлинности, нежели в любой светской истории". (Ньютон, цит. по: Morris 1982, 26)

 

2. ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)

1. "К Господу, Которому поклоняюсь и Которого благодарю, Чей взор правит небесами - К Нему я возвращаюсь, уставший, но полный жизни". (Галилей, цит. по: Caputo 2000, 85).

2. "Размышляя над чудеснейшими вещами, которые человек познал, нашел и сделал, я всё более убеждаюсь, что человеческий разум есть творение Божье - более того, одно из величайших Его творений". (Галилей, цит. по: Caputo 2000, 85).

 

3. НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543) - основоположник гелиоцентрической космологии

1. "Познавать великие дела Божьи, постигать Его премудрость, величие и силу, прикасаться к чудесам установленных Им законов - всё это, несомненно, богоугодные способы поклонения Всевышнему, Которому невежество не может быть приятнее знания". (Коперник, цит. по: Neff 1952, 191-192; и по Hubbard 1905, v).

3. В революционном труде "О вращениях небесных сфер" (De revolutionibus orbium caelestium, 1543) Коперник писал:

"Ибо кто, занимаясь предметами, которые по всей очевидности упорядочены наилучшим образом и управляются Божественной рукой, - кто, усердно размышляя над этими вещами и приобретая определенный навык, не пробудится к лучшему и не восхитится Всевышним, в Котором всякое блаженство и всякое добро? Ибо божественный псалмопевец не напрасно говорил, что восхищается замыслами Божьими и радуется делам рук Его - ведь они служат своего рода посредником, приводящим нас к осмыслению высшего блага". (Коперник, 1873, 10-11).

 

4. ИОГАНН КЕПЛЕР (1571-1630) - основоположник физической астрономии и современной оптики

1. "Чрез свет природы Ты вызываешь в нас жажду света Твоей Благодати, чтобы с ее помощью мы вошли в свет Твоего величия. Тебе воздаю я славу, Творец и Бог, за то, что Ты даровал мне радость Своего творения, и я восхищаюсь делами рук Твоих". (Кеплер, цит. по: Beer and Beer 1975, 526).

2. " Мы видим, что Бог, как архитектор, заложил основания мира в согласно порядку и правилам и измерил всё точною мерою". (Кеплер, цит. по: Tiner 1977, 172).

3. "Поскольку мы, астрономы - жрецы всевышнего Бога, читающие книгу природы, нам подобает радеть не о славе собственного разума, но прежде всего о славе Бога". (Кеплер, цит. по: Morris 1982, 11; см. также Graves 1996, 51).

 

5. СЭР ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626) - основоположник индуктивного метода в науке

1. "Для того чтобы не впасть в заблуждение, у нас есть две книги, которые мы должны прилежно изучать. Первая из них - Священное Писание, которое есть Откровение Бога. Вторая же - само творение, свидетельствующее о Божьей Силе". (Бэкон, цит. по: Morris 1982, 13-14).

2. "Немного философии склоняет ум к атеизму, глубины же философии приводят мысли к Богу. Ведь когда ум занят разрозненными вторичными причинами, он может остановить свой поиск на них; когда же он осмысляет всю взаимосвязанную последовательность причин, он неизбежно устремляется к Промыслу и Божеству". (Bacon 1875, 64).

3. В первой главе "Опытов" (1601), "Об истине", лорд Бэкон писал: "Первым созданием Бога, в трудах дней Его, был свет видимый, последним - свет разума; и Его субботний труд с того времени всегда есть свет Его Духа. Сначала Он вдохнул свет в лицо материи, или хаоса; затем - свет в лицо человека, и с тех пор Он постоянно вдохновляет и вызывает свет в лицах избранников Своих". (Bacon 1875).

 

6. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - основоположник аналитической геометрии и современной философии

1. В книге "Размышления о первой философии" (1641) Декарт писал:

"Я всегда полагал, что существует два основных вопроса среди тех, кои надлежит доказывать скорее доводами философии, нежели теологии: хотя нам, людям верующим, достаточно быть уверенными в существовании Бога и в том, что душа не погибает вместе с телом, неверующим, по-видимому, невозможно внушить никакой религии и даже никакого нравственного достоинства без предварительного доказательства, с помощью естественного разума, этих двух положений; ведь поскольку в этой жизни пороки часто получают более высокую награду, нежели добродетели, немногие предпочли бы истинное полезному, если бы не страшились Бога и не ожидали в будущем загробного существования". (Descartes 1901).

2. "…во всех отношениях правильно верить в существование Бога, ибо этому учит нас Священное писание, и, наоборот, верить Священному Писанию, ибо оно нам послано Богом". (Descartes 1950, Letter of Dedication).

 

7. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (1623-1662) - основоположник гидростатики, гидродинамики и теории вероятностей

1. В книге "Мысли" (1660) Блез Паскаль писал: "Иисус Христос - Бог, к Которому приближаются, не испытывая гордыни, пред Которым уничижаются, не испытывая отчаянья". (Паскаль, "Мысли", №678).

2. "Иисус Христос всего-навсего открыл людям глаза на то, что они - себялюбцы, рабы, слепцы, что они немощны, несчастны и порочны; что Его назначение - освободить их, просветить, очистить, исцелить; что свершится это, лишь если они возненавидят себя, последуют за Ним по пути самоуничижения и примут смерть на кресте.

Если бы Иисус Христос не сошел к людям, они погрязли бы в пороках и горестном ничтожестве своего бытия. Причастившись Иисусу Христу, они избавляются и от этих пороков, и от этого горестного своего ничтожества. В Нем одном - вся наша добродетель, высшее наше счастье. Без Него - только пороки, ничтожество, заблуждения, мрак, смерть, отчаянье". (Паскаль, "Мысли", №689-690).

3. "Удивительное вероучение - христианство. Оно предписывает человеку считать себя существом гнусным, даже омерзительным, и оно же предписывает вынашивать желание стать подобным Богу. Когда бы эти предписания не уравновешивали друг друга, подобное самовозвышение сделало бы человека нестерпимо тщеславным, а такое самоуничижение - невыносимо жалким". (Паскаль, "Мысли", №684).

5. "Познать Бога мы можем только через Иисуса Христа. Без этого Посредника приобщение Господу для нас невозможно, через Иисуса Христа мы познаем Господа. Притязавшие на познание Бога и пытавшиеся доказать Его бытие, обходя при этом молчанием Иисуса Христа, никаких убедительных доказательств привести не могли. А вот доказывая бытие Иисуса Христа, мы можем ссылаться на пророчества - доказательства весомые, неопровержимые. И так как эти пророчества сбылись, и истина, в них заключенная, подтверждена событиями, то не уверовать в них невозможно и, следовательно, невозможно не уверовать в Божественность Иисуса Христа. В Нем и через Него мы познаем Бога". (Паскаль, "Мысли", №730).

 

6. "Без Иисуса Христа мы не могли бы познать не только Бога, без Него мы не познали бы даже самих себя. Через Иисуса Христа мы познаем и жизнь, и смерть. Вне Его мы не способны познать, ни что такое жизнь, ни что такое наша смерть, ни Господа Бога, ни даже самих себя.

Поэтому без помощи Священного Писания, которое только о Иисусе Христе и вещает, мы ничего не способны познать и, когда пытаемся понять суть Бога, равно как нашу собственную суть, ничего не видим, кроме мрака и хаоса". (Паскаль, "Мысли", №729).

7. "Доказывать истины христианской веры можно двумя способами: либо прибегая к доводам разума, либо к безусловному превосходству эти истины провозглашающего.

Второй способ отбрасывают, в ход пускают только первый. Не говорят: "Верить должно потому, что так сказано в Священном Писании, а оно преисполнено Духом Божиим"; нет, утверждают, что верить должно по такому-то и такому-то разумному доводу; меж тем подобные доказательства мало чего стоят, ибо разум можно с легкостью склонить в любую сторону". (Паскаль, "Мысли", №814).

 

8. СЭР МАЙКЛ ФАРАДЕЙ (1791-1867) - основоположник учения об электронике и электромагнитном поле

1. "Я склоняюсь перед Господом всего сущего и надеюсь, что смогу терпеливо ожидать, когда Он в Свое время и по Своему усмотрению пошлет мне избавление - по Слову Своему и по Своим великим и драгоценным обетованиям, делающим Его народ причастниками Божественной природы". (Фарадей, цит. по: Jones 1870, Vol. II, 471).

2. "Книга природы, которую мы должны читать, написана перстом Божьим". (Фарадей, цит. по: Seeger 1983, 101).

3. Из проповеди (Лондон, 7 июля 1861): "И потому, братья, мы должны превыше всего в мире ценить привилегии. знать истину Божью. Чем яснее нам является совершенство закона Божьего, исполненного во Христе, тем больше мы должны благодарить Бога за Его удивительный дар". (Фарадей, цит. по: Eichman 1993, 93-94).

5. "И хотя мысль о смерти напоминает о суде, который гораздо страшнее любого наказания за нарушение законов этого мира, смерть также напоминает христианину и о Том, Кто умер, был судим и воскрес, чтобы оправдать верующих в Него". (Фарадей, цит. по: Jones 1870, Vol. II, 424).

 

9. СЭР ДЖЕЙМС КЛЕРК МАКСВЕЛЛ (1831-1879), основоположник статистической термодинамики

В "Британской энциклопедии" (1997) в статье, посвященной Максвеллу, сказано: "Большинство современных физиков признают, что живший в XIX столетии Джеймс Клерк Максвелл оказал огромное влияние на физику XX века. За фундаментальный вклад в развитие физики имя Максвелла обычно ставят рядом с именами сэра Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна".

1. "Всемогущий Бог, создавший человека по Своему образу и подобию, ожививший душу его, чтобы он мог искать Тебя и господствовать над Твоим творением; научи нас познавать творения рук Твоих, чтобы мы возделывали землю для нашей пользы, укрепляли наш разум для служения Тебе и таким образом получали Твое благословенное Слово; чтобы мы верили в Того, Кого Ты послал, чтобы нам познать спасение и прощение грехов. Всё это мы просим во имя Его же, Иисуса Христа, Господа нашего". (Максвелл, цит. по: Bowden 1998, 288; и по: Williams and Mulfinger 1974, 487).

2. "Думаю, чем больше мы совместно участвуем в труде Христа, тем больше Он трудится в нас. Ибо Ему угодно, чтобы мы всегда были едины, потому что тогда Он сможет объединиться с нами. Наше поклонение должно быть совместным, и Христос всегда будет там, где двое или трое соберутся во имя Его". (Максвелл, цит. по: Campbell and Garnett 1882, 312).

3. "Я считаю, что ученые, равно как и остальные люди, должны учиться у Христа. Я также считаю, что христиане, чей разум склонен к научному размышлению, обязаны изучать науки, чтобы продолжать открывать для себя славу Господню настолько, насколько способно вместить их существо". (Максвелл, цит. по: Campbell and Garnett 1882, 404-405).

4. В письме жене (декабрь 1873 г.) Максвелл писал: "Я всегда с тобою духом, но есть Тот, Кто гораздо ближе к тебе и ко мне, чем мы когда-либо будем друг другу, - и только через Него и в Нем мы по-настоящему узнаем друг друга. Будем пытаться постичь великую тайну, о которой идет речь в 5 главе Послания к Ефесянам, и тогда мы сумеем правильно относиться к окружающему миру, к тем людям, которых Христос пришел спасти от греха". (Максвелл, цит. по: Campbell and Garnett 1882, 387).

5. Из письма к жене (23 июня 1864 г.): "Только подумай о том, что Бог уготовил тем, кто подчинится Его праведности и кто готов принять Его дар. Они уподобятся Сыну Его, и когда это свершится и Бог увидит их уподобившимися Христу, уже не будет осуждения, ибо эту награду дает Сам Бог, Чей суд праведен". (Максвелл, цит. по: Campbell and Garnett 1882, 338-339).

 

10. ЛОРД КЕЛЬВИН (1824-1907), основоположник термодинамики и энергетики

1. Лорд Кельвин (сэр Уильям Томсон), президент Британской ассоциации развития науки, завершая обращение к Ассоциации, сказал (Эдинбург, август 1871 г.):

"Повсюду мы видим убедительнейшие доказательства разумного и благого замысла; и даже если некие трудности, метафизические или научные, заставляют нас на время усомниться в них, эти доказательства вновь настигают нас с такой силой, которой невозможно противостоять. Мы видим в Природе действие свободной воли и осознаем, что всё живое зависит от единого неустанно трудящегося Творца и Правителя". (Kelvin 1871; см. также Seeger 1985a, 100-101).

2. В первой лекции "Вводного курса по естественной философии" сэр Уильям Томсон говорил:

"Мы чувствуем, что способность познавать законы, учрежденные Творцом для поддержания гармонии и целостности творения, - это величайшая привилегия, которую Он дал нашему разуму. Чем глубже мы постигаем чудесные деяния Божьи, тем сильнее наше благоговение и преклонение, когда мы размышляем над ними и пытаемся приблизиться к Учредившему их". (Кельвин, цит. по: Seeger 1985a, 99-100).

 

3. Из речи, произнесенной в Юниверсити-Колледж (1903 г.): " Если вы действительно человек думающий, то наука неизменно приведет вас к вере в Бога". (Кельвин, цит. по: Yahya 2002).

4. "Идея атеизма настолько бессмысленна, что я даже не могу найти для нее слов". (Лорд Кельвин, Vict. Inst., 124, p. 267, цит. по: Bowden 1982, 218).

5. Из обращения к ежегодному собранию Христианского общества (Christian Evidence Society, 23 мая 1889 г.): "Я давно замечал, что за пределами научного мира бытует мнение, будто Наука сумела объяснить все явления Природы, упразднив все понятия о Творце. Я всегда был убежден, что такое представление совершенно безосновательно". (Kelvin 1889).

6. "Наука немногое может сделать для нашего общества. Однако кое-что чрезвычайно важное она сделать может, а именно - доказать: всё, что мы видим в окружающем нас мире неживой материи и в живом мире, вовсе не результат случайного соединения атомов". (Kelvin 1889).

 

11. СЭР РОБЕРТ БОЙЛЬ (1627-1691), основоположник современной химии

Среди важнейших богословских трудов Бойля - "Некоторые размышления о стиле Священных Писаний" (1661), "Превосходство теологии в сравнении с естествознанием" (1674) и "Христианский виртуоз" (1690). В своем завещании Роберт Бойль выделил сумму на проведение восьми ежегодных чтений (знаменитые "Бойлевские чтения", которые проходят до наших дней) в защиту христианства против атеизма.

1. "Рассматривая в мощный телескоп звезды и планеты, что открыты давно и недавно, изучая в замечательный микроскоп причудливые произведения природы, сделанные с неподражаемой искусностью; постигая книгу природы с помощью анатомического ножа и при свете химических печей, мне зачастую ничего не остается, как воскликнуть с псалмопевцем: "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро"". (Бойль, цит. по: Woodall 1997, 32).

2. В "Превосходстве теологии" (1674) Бойль писал: "Многочисленность, красота и упорядоченность небесных тел, совершенное устройство животных и растений и другие явления природы справедливо побуждают разумного, непредвзятого наблюдателя сделать вывод о существовании высшего, могущественного, праведного и благого Создателя". (Бойль, цит. по: Seeger 1985, 183-184).

3. Бойль не видел противоречия между христианством и философией. ("Философией" в семнадцатом веке называли то, что в наше время принято называть "наукой"; см. Woodall 1997). Он писал: "Если оставить в стороне все абсурдные мнения, которые необоснованно приписывают христианству, и все ложное, отвратительное христианству тщеславие, которое беспочвенно приписывают философии, то кажущихся противоречий между Божеством и истинной Философией окажется не так уж и много, а настоящих противоречий не найдется ни одного". (Бойль, цит. по: Woodall 1997, 32).

 

12. СЭР УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ (1578-1657), основоположник современной медицины

Уильям Гарвей стал основоположником современной физиологии и эмбриологии; ему удалось объяснить сложную природу функций сердца и кровообращения.

1. В книге "Анатомические эксперименты над поколениями животных" (Anatomical Exercises on the Generation of Animals, 1651) Уильям Гарвей писал:

"Мы сознаем, что Бог, Высший и Всемогущий Творец, участвует в создании всех животных, и все творения - это перст Самого Бога, указывающий на Его существование.

Поистине, всё сущее задумано и упорядочено единым Промыслом, божественной мудростью и восхитительным, непостижимым умением. И никому иному нельзя приписать эти качества, как только Всемогущему". (Harvey, 1989, 443).

2. "Меня всегда увлекало изучение строения животных, и я надеялся таким образом не только заглянуть в маленькие тайны природы, но и уловить образ или отражение Самого всемогущего Творца". (Гарвей, цит. по: Keynes 1966, 330).

 

13. ДЖОН РЕЙ (1627-1705), основоположник современной биологии и естествознания

1. В книге "Мудрость Божия, явленная в деле творения" (1691) Джон Рей писал: "Нет более великого, или, по крайней мере, более ощутимого и убедительного аргумента в пользу существования Божества, чем восхитительное искусство и мудрость, обнаруживаемые в устройстве и организации, порядке и расположении, цели и использовании всех частей и членов этой величественной ткани небес и земли". (Ray 1717, Part I).

2. "Для свободного человека нет занятия более достойного и приятного, нежели созерцание изящных творений в природе и прославление бесконечной мудрости и благости Бога". (Рей, цит. по: Graves 1996, 66; также см. Yahya 2002).

3. "Мы питаем наши тела; наши души также нуждаются в питании: пища души есть знание, в особенности знание того, что касается Бога, и вопросов, связанных с вечным миром и счастьем - доктрины христианской, Слова Божьего, читаемого и проповедуемого. 1 Пет. 2:2: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение"". (Ray 1717, 399).

4. "Жизнь христианина - это постоянное поле брани, и нам предстоит сразиться с могущественными и неутомимыми врагами: дьяволом, миром и бренной плотью, в которую мы облечены". (Ray 1717, 401).

5. "Тот, кто в христианском всеоружии мужественно сражается против искушений и нападок духовных врагов, отражая их атаки, кто сохраняет свои одеяния в чистоте и чья совесть не оскорбляет Бога и человека, - тот будет наслаждаться совершенным миром здесь и обретет вечность". (Ray 1717, 402).

Главные богословские труды Рея - "Увещевание к жизни в святости" (A Persuasive to a Holy Life, 1700) и три "Физико-теологических беседы" (Physico-Theological Discourses, 1692).

 

14. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716), немецкий математик и философ, основоположник исчисления бесконечно малых величин

 

Лейбниц изобрел дифференциальное и интегральное исчисление (одновременно с Ньютоном).

1. В своем главном философском труде, "Монадология" (1714), Лейбниц писал: "В Боге заключается могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, воля, которая производит изменения или создания сообразно началу наилучшего". (Лейбниц, "Монадология", №48).

2. "Бог абсолютно совершенен, так как совершенство есть не что иное, как величина положительной реальности, взятой в строгом смысле, без тех пределов, или границ, которые заключаются в вещах, ею обладающих. И там, где нет никаких границ, т. е. в Боге, совершенство абсолютно бесконечно.

Отсюда вытекает также, что творения имеют свои совершенства от воздействия Бога, но что несовершенства свои они имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ. Ибо именно этим они и отличаются от Бога". (Лейбниц, "Монадология", №41-42).

 

15. ЧАРЛЬЗ ДАРВИН (1809-1882), создатель теории эволюции

4. "Что же касается богословской стороны вопроса - для меня это всегда болезненно. Я в замешательстве. У меня не было намерения писать с атеистической точки зрения.

Изучая эту удивительную вселенную и в особенности природу человека, я никак не могу назвать их результатом действия грубой силы. Я скорее считаю, что всё произошло посредством действия установленных законов, и только мелкие детали - хорошие или плохие - оставлены на волю того, что можно назвать случаем". (Darwin 1993, 224).

5. В 1879 году, за три года до смерти, Дарвин писал, что он "никогда не был атеистом в том смысле, что отвергал существование Бога". (Дарвин, цит. по: Bowden 1998, 273).

 

16. ЭРНСТ ГЕККЕЛЬ (1834-1919), немецкий биолог, самый влиятельный эволюционист континентальной Европы

3. "Чем более мы размышляем, тем яснее осознаем, что Бога не следует мыслить как некую внешнюю сущность по отношению к материальному миру, но что Он присутствует как "Божественная сила" или "движущий Дух" непосредственно в мироздании". (Haeckel 1895, 15).

5. "В заключение своего монистического Исповедания веры скажу следующее: "Да будет с нами Бог - Дух Благого, Прекрасного и Истинного"". (Haeckel 1895, 89).

 

17. ТОМАС Г. ГЕКСЛИ (1825-1895), английский биолог и эволюционист, знаменитый "бульдог Дарвина"

1. В статье "Наука и нравы" (1886) Гексли писал: "Физическая наука столь же не атеистична, как и не материалистична". (Huxley 1893-94, Collected Essays, Vol. IX, p. 140).

2. " Всемогущий ведет строгий учет всех наших дел, и каждому из нас воздается по заслугам по истечении каждой минуты нашего существования". (Huxley 1903, Vol. I, Ch. 1.16).

В письме к Кингсли Томас Гексли упоминал, что верит в "Божественное правление во вселенной". (Goudge 1967, Vol. IV, p. 103).

3. В разделе "О Божьем Промысле" (An Apologetic Irenicon, 1892) Гексли писал: "Если доктрину Божьего Промысла понимать как выражение свойственного людям мнения о невозможности случайности даже в самом удаленном уголке природы, как твердое убеждение в рациональности космического процесса, как веру в постоянное главенство порядка во вселенной, то я не только принимаю эту доктрину, но и считаю ее важнейшей из всех истин ". (Huxley 1903, Vol. III, Ch. 3.9; see also Coley & Hall 1980, 33).

 

18. СЭР ДЖОЗЕФ Д. ТОМСОН (1856-1940), лауреат Нобелевской премии по физике, открывший электрон; основоположник атомной физики

1. Известный научный журнал "Нэйче" (Nature, 26 августа 1909) опубликовал речь, произнесенную Д.Д. Томсоном при вступлении в должность президента Британской ассоциации. В завершение обращения Сэр Джозеф сказал:

"Мы покоряем вершину за вершиной, и перед нами открываются манящие и прекрасные просторы, но мы не видим цели, не видим горизонта; вдали высятся всё новые вершины, с которых их покорителям откроются еще более широкие горизонты. Каждая покоренная вершина углубляет сознание того, о чем свидетельствует любое научное открытие: что "велики дела Господни"". (Thomson 1909, Nature, vol. 81, p. 257).

3. В биографической статье "Д. Д. Томсон, англиканин", опубликованной в журнале "Взгляды на науку и христианство" (Perspectives on Science and Christian Faith), Рэймонд Зигер (исследователь Национального научного фонда) отмечал:

"Как преподаватель Томсон регулярно посещал воскресное богослужение в часовне колледжа, а как глава колледжа он посещал и утреннюю службу. Он регулярно принимал причастие в англиканской церкви. Кроме того, Томсон активно участвовал в деятельности миссии "Тринити" в Камберуэлле. Что касается религиозной практики в его личной жизни, Д. Д. Томсон ежедневно преклонял колени для молитвы и каждый вечер читал Библию. Он был настоящим христианином!" (Seeger 1986, 132).

 

19. ЛУИ ПАСТЕР (1822-1895), основоположник микробиологии и иммунологии

Французский биолог Луи Пастер подтвердил теорию о том, что болезни вызываются микроорганизмами, и вывел закон биогенеза. Согласно закону биогенеза, "все живые организмы происходят только от предшествующих живых организмов". Этот закон опроверг теорию самопроизвольного зарождения (т.е. теорию о том, что живое может происходить от неживого). Луи Пастер стал первопроходцем в стереохимических исследованиях; он также изобрел "пастеризацию" (частичную стерилизацию) и создал вакцины от сибирской язвы, птичьей холеры и бешенства.

1. "Чем больше я изучаю природу, тем больше поражаюсь тому, что создано Творцом. Наука приближает человека к Богу". (Пастер, цит. по: Lamont 1995; также см. Tiner 1990, 75).

3. "Недостаток знания отдаляет от Бога, но настоящая наука приводит к Нему". (Пастер, цит. по: 1991, 5; также см. Yahya 2002).

 

Поиск