О капелланском служении

    Доклад на Рождественских чтениях

    По поводу назначения кандидата на должность помощника начальника территориального управления ФСИН по работе с верующими из числа православных священников необходимо сказать следующее.

    Эта должность подразумевает содействие любым разрешенным исповеданиям в органах ФСИН, заключившим официальный договор с этим ведомством.

    Православная Церковь единственная сохранила неповрежденное апостольское учение, преемство иерархии и Таинства. Остальные конфессии в большей или меньшей степени уклонились от этого. Как указано в присяге священника, его задача - приведение людей на путь спасения, противодействие ересям и обращение заблудших.

    Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтсский: «Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие: магометане - не войдут, евреи - не войдут, идолопоклонники - не войдут, еретики - не войдут, сектанты - не войдут». Преподобный Амвросий Оптинский: «Римская же церковь давно уклонилась в ересь». Еще Иоанн Кронштадтский: «О недостаточности ко спасению и лживости протестантства и реформатства, как особенных вероисповеданий, и говорить не стоит: там все извращено, весь строй веры и богослужения. А что сказать о магометанстве, иудействе и язычестве? Это не веры, а изуверства, не истина, а сатанинская ложь пагубная. О, как должны мы, православные, дорожить своею верою и твердо жить по ней и спасаться». Таких цитат самых разных святых отцов можно привести огромное множество. Новая же должность подразумевает содействие любым исповеданиям в органах ФСИН, заключившим официальный договор с этим ведомством. Это как раз западная практика капелланов, которая неприемлема для нас.

    Содействие уклонению от пути спасения, содействие ересям, то есть содействие распространению всех разрешенных религий, даже сектантских (что необходимо на этой капелланской должности) будет являться прямым нарушением его священнической присяги, содействию гибели душ людей и грехом, что недопустимо. (Что, конечно, не мешает социальной помощи, содействию миру и уважению к людям других религий)

    Председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох пишет: «В связи с необходимостью быть капелланом «для всех» заключенных, вне зависимости от конфессиональной и религиозной принадлежности, практически упраздняется миссионерское служение. Капеллан в вопросах пастырского служения часто становится менеджером, обеспечивающим возможность свободы вероисповедания для заключенных...

    Спорными можно считать преимущества государственного статуса и оплаты труда капелланов. Являясь частью уголовно-исполнительной системы и, таким образом, находясь в иерархической и финансовой зависимости от тюремного руководства, капеллан не имеет возможности независимо оценивать и действовать в различных конфликтных ситуациях, возникающих между заключенными и работниками тюрем».

    Священномученик Иоанн Восторгов называл отказ от миссионерства в пользу «толерантности и веротерпимости» гнилой философией - все равно, что заградить уста Христу. Он писал, что миссионерство никак не относится к прозелитизму, который подразумевает насильственное обращение в веру и отобрание молитвенных помещений.

    Канонически назначение священников на эту должность противоречит 81 и 83 апостольским правилам, 7-му правилу 4 Вселенского Собора, 10-му правилу 7 Вселенского Собора по которым духовным лицам запрещено заниматься гражданской и военной  службой.   (Правила Святых  Апостолов.   81:  Говорили  мы,  что  не  подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди. 83-е: Епископ, пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обе должности, то есть: Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина, ибо "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:21)).

    В нашей стране практика, когда Церковь фактически становилась частью госаппарата в синодальный период, уже приводила к весьма печальным последствиям. Доктор богословия И. К. Смолич (К вопросу периодизации истории Русской Церкви) пишет о синодальном периоде: «Межконфессиональная империя не ставила и не разрешала религиозных задач. Уже в этом пункте пути Церкви и государства разошлись. Если теоретически Православная Церковь получила привилегированное положение, то практически это было совсем по-другому. Государственная власть часто использовала Церковь для государственно-политических целей, но зачастую, также в собственных интересах, подрывала религиозное достоинство Церкви. И эта государственная власть в течение двухсотлетнего периода с 1721 и до 1917 усиливала свое давление и вмешательство в церковные вопросы... Для здорового и нормального развития религиозной жизни верующих Синодальный период был разрушительным. Если Церковь могла терпеть некоторое вмешательство в свои дела со стороны "православного царя" "православной державы" — так как часть церковной иерархии" имела особое мнение о религиозном и церковном значении царского достоинства, — то положение вещей в конфессионально-смешанной империи было совершенно иным...». Назначение священника на указанную должность - это попытка повторения этого печального опыта встраивания Церкви в госструктуры.

    Можно рассматривать введение должности штатного тюремного священника при государственной оплате его труда, как оплачиваются православные священники в некоторых Восточно-европейских странах. Но деньги не должны быть для нас главными. Учитывая тюремную криминальную субкультуру в нашей стране, священник на госслужбе будет восприниматься заключенными как часть аппарата, что негативно скажется на доверии к нему заключенных и затруднит, а иногда и сделает невозможным выполнение его прямых пастырских обязанностей, в частности исповеди.

    Юридически настоятель храма не может работать на полную ставку в 2-х местах, а при огромной нагрузке на него не может и практически, что сильно сужает выбор.

    Исходя из всего вышесказанного, предлагаю назначать на эту должность светское лицо, предложенное из числа работников ФСИН. Так как примерно 80% населения нашей страны крещены в православной вере, считаю что желательно, чтобы такое лицо получило соответствующее дополнительное православное образование. Есть примеры, когда офицеры ФСИН, уже получили такое образование на теологическом факультете РГУ им. С. Есенина.

    Председатель отдела по связям с УФСИН Рязанской Епархии

    Протоиерей Николай Баринов

    07.11.2015 г.

    P.S. К сожалению практически везде в РПЦ ввели эту западную систему капелланов и теперь православные священники на должности помощников начальников областных УФСИН по работе с верующими активно помогают открытию в тюрьмах молитвенных комнат мусульман и содействуют отправлению их культа, т.е. содействуют вечной погибели этих людей, нарушают каноны Вселенских Соборов, напрямую нарушают священническую присягу противодействовать ересям и обращать заблудших. Почти в каждой митрополии есть такой священник. В нашей митрополии эта система не принята.

    © 2018
    Рейтинг@Mail.ru