Очень хорошая лекция и очень жаль, что профессор Осипов в конце ее отстаивает ересь апокатастасиса.
СКАЧАТЬВ аудиозапись не вошли последние слова. Иерей Николай Баринов: «Но пятый Вселенский Собор его осудил». Профессор Осипов: «Да». И когда все уже расходились о.Николай сказал Осипову: «Жалко, если такой талантливый человек попадет в бесконечную муку». Ответа не последовало.
Кроме того Алексей Ильич в этой аудиозаписи не прав. Вероучительные определения принимались не только Вселенскими, но и Поместными Соборами и никто не дерзает их оспаривать. Например, в 1341 г. был осужден Варлаам, обвинявший Григория Паламу в неправильном способе молитвы и опровергавший учение о нетварном Фаворском свете. Константинопольский Собор 1156 г. принял в свое определение мнение Киевского митрополита Константина, что Животворящая Жертва, как первоначально, когда она была совершена Спасителем Христом, так и после и доныне, принесена и приносится не только одному Безначальному Отцу, но всей Святой Троице. Томос Константинопольского Собора 1180 года анафемаствует Мухаммеда, и его учение, переданное в Коране. Можно продолжать еще, но, думаю, этого достаточно.
Судя по всему нет вообще ни одного святого отца поддерживавшего ересь апокатастасиса. Климент Александрийский не святой, а у святителя Григория Нисского, на которого так любят ссылаться защитники этой ереси есть высказывания, говорящие о бесконечности мучений грешников, поэтому святитель Марк Эфесский даже не верил в принадлежность высказываний в защиту апокатастасиса святителю Григорию Нисскому, как и некоторые поздние исследователи считали, что он в своих творениях не имел в виду окончание мучений грешников. Цитату Григория Нисского о бесконечности мучений грешников приводит профессор Иванов в своей статье об апокатастасисе в Православной Энциклопедии.
Еще об апокатастасисе можно прочитать на этом сайте здесь: О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе), О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе). Часть 2, О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе